что характерно оно для моряков всего мира). В этой связи интересно [17] обратиться к
воспоминаниям советского наркома военно-морского флота Николая Кузнецова (1904–
1975), описывающего в своих воспоминаниях то, как к этому суеверию относились в
«старшем классе» — среди офицеров британского флота (история относится к периоду
Великой Отечественной войны).
«На... крейсере «Кент»... из Мурманска в Англию отправилась наша профсоюзная
делегация.... В составе делегации была и известная общественная деятельница К. Н.
Николаева.
Значительно позже Майский{8} рассказал мне о неожиданных трудностях, с которыми
ему пришлось столкнуться на этом крейсере... Командир «Кента» не [18] хотел брать
на корабль нашу делегацию, во-первых, потому, что в ней было 13 человек, а во-вторых,
из-за того, что в ее составе была женщина...
Опытный и находчивый дипломат, Майский быстро вышел из положения. Он попросил
включить его в состав делегации, и пассажиров стало четырнадцать. А о Николаевой
сказал, что она борется за общие интересы Советского Союза и Англии, поэтому для нее
должно быть сделано исключение. На том и порешили.
На обратном пути из Англии в СССР нашу делегацию взяли на борт крейсера «Адвенчер»
с неменьшим трудом: к тринадцати ее членам пришлось срочно присоединить одного
журналиста.
И все же крейсер не миновал беды: он столкнулся в море с танкером и, получив
повреждение, вынужден был вернуться в свою базу. Англичане, конечно, не замедлили
объяснить случившееся тем, что на корабле была женщина. Так Клавдия Ивановна
Николаева стала «виновницей» ущерба, понесенного британским флотом».