Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, а на 90% из того, как мы на это реагируем.
Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Оче-видна их связь с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла Тол-киена "Хоббит", "Властелин колец" и "Сильмарилион", сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальны-ми и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом. Идеи и образы Тол-читать дальшекиена скорее стали материалом для конструирования реальности толкинистами, чем закон-ченными социокультурными моделями. Это подтверждается и парадоксальным обстоя-тельством продвижения на российском кинорынке в 2002 г. фильма компании Wignut Films "Властелин колец", который, тем не менее, не повлек за собой заметных изменений в активности толкиенистов. Основываясь на интервью с рядом участников движения толкинистов, мы можем за-фиксировать некоторые его характерные черты. Начало движения относится примерно к 1992 г. Толкинисты появились на физфаке МГУ. Соединение популярных в то время роле-вых игр с художественным миром Толкиена дала необходимый материал для социального конструирования и идентификаций. Местами сбора толкинистов в Москве стали "Эгладор" (Нескучный сад, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра.) и Царицыно (встречи были по субботам). На встречи в конце 90-х годов собиралось по несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: "по-эльфийски" (красивые накидки разных цветов поверх доспехов, броши, хайратник и фенечки из бисера или мулине и ко-локольчики, которые в основном покупали в магазине "Охотник" на Арбате), "по-гномовски" (капюшоны, кожаные доспехи или балахоны с надписями "Монавар", "Скорпионс" и т. д.); "гоблины" и другое черное воинство были одеты в основном в косухи и в козаки. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: "Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде". Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои - основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто - стенка на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек или из лыж. Кистени делались из лыжных палок, карнизов от занавесок, каких-то палок и т. д. Были и доспехи - поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от сковороды), позже - специально изготовленные. При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Очень много ку-рили. Наркотики, по всей видимости, принимать было не принято. Новых приводит кто-нибудь из "ветеранов", он обычно и становится "родственником". Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю сво-ей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей "родственни-ка", потом она может измениться, когда появятся "мать", "отец". Этикет общения - ориен-тированный на "аристократический" ("Что вам угодно, милостивый государь?"). Все объе-динены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся "свадьбы", где жрец, орудуя мечом как крестом, произносит перед "новобрачными" ритуальную фразу: "Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртнаго духа". На венчание испрашивается согласие "родителей", надо пригласить всю "семью". Когда "жених" целует "невесту" - вслух ведется счет, и сколько насчитают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае "развода" ("По-этому развод невыгодное дело"). В последнее время толкинисты с большим стажем ("старики") уже не ходят на "Эгла-дор" ("там гниль, новенькие"). Важными организационными формами движения стали "ка-бинетки" - ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одно-го из них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в па-латках. У игр есть рейтинг, на хорошие можно попасть по личному приглашению. Органи-зация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем Новго-роде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конференции "мастеров" региона для координации их действий на следующий игровой сезон и составле-ния графика игр. Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказывают-ся важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в мо-лодежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномичном об-ществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реальностью, чем мир российской со-циальной действительности. В одном из интервью (девушка 19 лет, активная участница встреч толкинистов до 1999 г.) есть выразительное представление такого соединения ре-альности и иллюзии: "Я по телефону обсуждала сюжеты из "Сильмариллион" Толкиена, всю ночь говорили о стихах, рыдали над их трагическим звучанием". На этом фоне в ролевые игры все более активно внедряются мистические идеи, что связано с увлечением некоторой частью участников ролевых игр книгами Н. Перумова, М. Семеновой, А. Сапковского и других российских пропагандистов оккультизма и неоязычества. Такие увлечения закрепляются сценариями некоторых игр. Например, в одной из них ("Древняя Русь-97") от каждого участника требовалось принести жертву идолу языческого бога Перуна. В других играх прослеживались связи с сатанинскими ри-туалами: "черная месса" на "животе обнаженной эльфийки" и т. д. В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает моло-дых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы. Об-ращает на себя внимание и "семейная" организация толкинистского сообщества. Нам из-вестны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и разру-шения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч ви-дят себя спасителями мира (в одной из наших записей: "Дома маме я говорила: как ты не понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!"). В конечном счете в толкинистком движении как-то сказалась ментальность россиян, ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы Аркадия Гайдара определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельно-сти соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дис-кредитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались востребованными, поскольку воспроизводили близкую конструкцию - вполне завершен-ную и идейно освященную, легко воспроизводимую в ролевом поведении